• 15 января 2019, вторник
  • Санкт-Петербург, ул. Итальянская, 17, арка между Пассажем и Гранд Паласом, второй двор, первый этаж

Музыкальные ландшафты XIX века: возникновение национальных школ и расцвет оперы

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

1921 день назад
с 14:00 15 января до 16:30 14 марта 2019
Санкт-Петербург
ул. Итальянская, 17, арка между Пассажем и Гранд Паласом, второй двор, первый этаж

Лекционный курс музыкального критика Гюляры Садых-заде

На протяжении XIX века музыкальные процессы в Европе протекали особенно интенсивно. Циклопические фигуры Вагнера и Верди возвышались над музыкальным пейзажем двумя грандиозными пиками, отбрасывая гигантские тени. Постромантические гармонии Рихарда Штрауса готовили приход новой венской школы. Грандиозные опусы Малера и Брукнера завершали великую эпоху австро-немецкого симфонизма. А по краям Европы громко заявляли о себе локальные композиторские школы Польши, Чехии, Венгрии и Норвегии.

Авторский курс музыкального критика Гюляры Садых-заде, составленный из 16 лекций, познакомит вас с важнейшими вехами в истории западноевропейской музыки XIX и первой трети XX века. В фокусе внимания – оперы Массне и Сен-Санса, Верди и Вагнера,  музыка французских импрессионистов, Стравинского и Бартока, Шенберга и Берга. 

 

15 января – 14 марта 2019 года

Вторник и четверг, 14.00 – 16.30

 

Автор курса — Гюляра Садых-заде

 

  • Журналист, публицист, музыкальный и театральный критик
  • Автор Colta.ru, «Петербургского театрального журнала», журнала «Музыкальная жизнь», Masters Journal и других изданий. Член Союза композиторов Санкт-Петербурга и Союза театральных деятелей России
  • Член Ассоциации музыкальных критиков и Ассоциации театральных критиков России
  • Член Международной ассоциации театральных критиков A.I.C.T. 

 

Программа:

15 января — Французские композиторы второй половины XIX века

Цезарь Франк и его сочинения для органа и фортепиано. Симфония ре-минор, «Симфонические вариации»  и Скрипичная соната. Камилл Сен-Санс: фортепианные концерты и симфонии. Опера «Самсон и Далила». Развитие жанра лирической оперы в творчестве Жюля Массне: «Манон» и «Вертер».

17 января — Возникновение национальных школ: Чехия

Движение «будителей» и подъем национального самосознания. Чешские народные песни и танцы. Бедржих Сметана и  его оперы «Далибор» и «Проданная невеста». Цикл симфонических поэм «Моя родина». Антонин Дворжак и его опера «Русалка». Симфонии и вокально-хоровые сочинения. Пятая (Девятая) симфония  «Из Нового света». Инструментальное творчество и «Славянские танцы».

22 января — Возникновение национальных школ: Польша и Венгрия 

Венгерский музыкальный фольклор и стиль вербункош. Ференц Эркель – пианист, дирижер и композитор. Оперы «Мария Батори», «Ласло Хуньяди» и «Банк-Бан». Интерес к трансильванскому фольклору и его претворение в операх Эркеля. Станислав Монюшко – основоположник польской национальной оперы.  Оперы «Галька» и «Зачарованный замок», хоровые сочинения, песни и романсы.

24 января — Возникновение национальных школ: Норвегия

Три ключевых фигуры норвежской культуры  XIX века: скрипач Уле Буль, драматург Генрик Ибсен и композитор Эдвард Григ. Особенности норвежской народной музыки и ее влияние на формирование стиля Грига.  Фортепианный концерт и оркестровые пьесы. Инструментальные пьесы крупной формы, романсы и вокально-симфонические произведения. Музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт».

5 февраля — Джузеппе Верди (I)

Верди и  его предшественники. Движение Рисорджименто. Итальянский музыкальный театр в середине XIX века. Героико-патриотические оперы 1840-х годов: «Набукко», «Эрнани», «Жанна д’Арк», «Макбет». Три вершины: «Риголетто», «Трубадур» и «Травиата». Принципы оперной драматургии, оркестровый стиль, отношение к мелодии.

7 февраля — Джузеппе Верди (II)

Творческий взлет 1860-1870 годов: оперы «Сила судьбы», «Дон Карлос» «Аида».  «Реквием» Верди.  Верди и Вагнер: два взгляда на природу оперного театра. Эволюция стиля Верди в его поздних операх «Отелло» и «Фальстаф».

12 февраля — Рихард Вагнер: начало 

Оперный театр и оперная реформа  Рихарда Вагнера. Эволюция стиля и мировоззрения. Влияние Ницше и Шопенгауера. Жизнь и семья, дети и внуки. Лейпциг-Рига-Дрезден-Веймар-Цюрих-Люцерн-Мюнхен-Байройт. Принцип Gesamtkunstwerk– новая идея музыкального театра как синтеза искусств.  Искусственная мифология Вагнера и ее истоки: «Старшая Эдда» и «Песнь о нибелунгах». Первоэлементы  и стихии. Ранние романтические оперы «Летучий голландец», «Тангейзер» и «Лоэнгрин».

14 февраля — Рихард Вагнер: «Кольцо Нибелунга» и «Парсифаль»

Тетралогия «Кольцо нибелунга»: Opus magnum Вагнера как метатекст постромантической эпохи. Оркестр Вагнера. Фестиваль Вагнера в Байройте и постройка Фестшпильхауса. Музыка и власть: Людвиг Баварский. Система лейтмотивов и вагнеровская гармония. Любовь-смерть, слитые в единый гештальт: «Тристан-аккорд» и бесконечная мелодия «Тристана и Изольды». В поисках святого Грааля: «Парсифаль». 

19 февраля — Постромантизм: Густав Малер 

Густав Малер, композитор и дирижер. Биография, судьба, характер. Работа в Венской опере. Переосмысление жанра симфонии. Симфонии и вокально-инструментальные циклы «Волшебный рог мальчика» и «Песни об умерших детях».

21 февраля — Антон Брукнер и Гуго Вольф

Антон Брукнер: мировоззрение, эстетика, биография. Вагнерианство Брукнера. Трактовка симфонического цикла, формообразование, оркестровый стиль поздних симфоний. Вокальные циклы Гуго Вольфа.

26 февраля — Жанр оперетты в XIX веке

От Жака Оффенбаха до Иоганна Штрауса-младшего. Оперетты Оффенбаха «Орфей в аду», «Замок Синей бороды» и опера «Сказки Гофмана». «Летучая мышь» Штрауса и оперетты Легара и Имре Кальмана.

28 февраля — Австро-немецкий модерн: Рихард Штраус

«Рихард III»: биография, эстетические взгляды, сотрудничество с Гофмансталем и Стефаном Цвейгом. Связи с нацистской администрацией. Музыкальный символизм «Саломеи», «Электры» и «Женщины без тени». Музыкальный экспрессионизм и постромантическая гармония. Жанровые игры и полистилистика: «Ариадна на Наксосе». Цветущий венский стиль: «Кавалер розы» и «Арабелла». Комические оперы: «Молчаливая женщина». Развитие жанра симфонической программной поэмы: «Дон Жуан», «Смерть и просветление», «Тиль Уленшпигель», «Так говорил Заратустра», «Дон Кихот», «Жизнь героя».

5 марта — Французский импрессионизм: Дебюсси и Равель

Дебюсси и Равель: две стороны музыкального импрессионизма. Фортепианные прелюдии и фортепианные циклы Дебюсси. Циклы «Ночной Гаспар» и «Моя матушка Гусыня» Равеля. Всемирная выставка в Париже и оплодотворяющее влияние экзотических культур на становление стиля импрессионистов. Джаз, явайский гамелан и «китайщина». Переосмысление стиля шинуазри в музыке ХХ века. Симфоническая поэма «Море» Дебюсси. «Болеро» Равеля: баскские и испанские мотивы. Оркестровое письмо, игра фактур и тембров. Оперы «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси и «Испанский час», «Дитя и волшебство» Равеля.

7 марта — От экспрессионизма к додекафонии

Новая венская школа: Шёнберг, Веберн, Берг. «Просветленная ночь» Шенберга – образец постромантического оркестрового письма. «Лунный Пьеро» и новый прием Schprechstimme. Опера «Моисей и Аарон». Инструментальные миниатюры Веберна: спрессованное время. Что такое серия и додекафонный метод композиции. Чем серийная музыка отличается от сериальной. Оперы Альбана Берга «Воццек» и «Лулу» — образец музыкального экспрессионизма. Скрипичный концерт Берга.

12 марта — От нового варварства к неоклассицизму

Игорь Стравинский – петербургская  школа и влияние Римского-Корсакова. «Русские сезоны»  в Париже и сотрудничество с Сергеем Дягилевым. Первая фаза становления стиля: архаизация языка и «русский период». Три балета: «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная». Русский европеец. Неоклассицизм Стравинского: «Симфония in C» и «Симфония Псалмов». Траектория жизни: Париж-США. Поздний додекафонный период творчества.

14 марта — Бела Барток и Золтан Кодаи

Становление новой венгерской идентичности. Исследование архаичных пластов венгерского фольклора: секейские песни. Опера Бартока «Замок Герцога Синяя борода» и балет «Чудесный мандарин». Фортепианный цикл «Микрокосм» и фортепианная музыка для детей. Симфонические штудии: «Концерт для оркестра» и инструментальные концерты. Золтан Кодай: педагогическая деятельность и фольклорные полевые исследования. Кружок венгерских интеллектуалов. Опера Золтана Кодаи «Секейская прядильня».

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше