Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Лекционный курс музыкального критика Гюляры Садых-Заде
Кто такие скоморохи и певчие дьяки? Как звучат гусли, домра и ложки? Что можно услышать в русской музыке кроме половецких плясок и полета шмеля? Почему «Могучая кучка» называется могучей? И какой путь проделала наша музыкальная школа от Чайковского до Шостаковича?
Новый лекционный курс музыкального критика Гюляры Садых-Заде посвящен истории русской музыки — от ранних певческих практик в эпоху становления на Руси христианства до русского модерна. Мы узнаем, что такое знаменный распев и осмогласие, приветственные канты и демественное пение, поговорим о неаполитанцах в России и первых русских композиторах — Пашкевиче, Фомине, Бортнянском и Верстовском, а также отдельно остановимся на творчестве корифеев русской музыки — Глинки, Даргомыжского, композиторов «Могучей кучки», Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Стравинского, Прокофьева и Шостаковича.
Каждая лекция будет сопровождаться комментированным прослушиванием музыкальных фрагментов.
Автор курса:
Гюляра Садых-Заде
Программа:
26 марта — Средневековая Русь
Византийские влияния и русский фольклор. Византийский церковный обряд в русской церкви. Знаменный распев и системы невменной нотации. Кондакарное пение. Регламентация церковной службы и установление певческих канонов. Певческие книги.
Обрядовый фольклор Древней Руси. Песни и обряды календарного цикла. Плачи, заплачки и причитания. Скоморошество и карнавальная культура Древней Руси. Музыкальный инструментарий и музыкальные практики XII-XV веков.
28 марта — Музыка Московского царства и Петровской эпохи
Демественный распев и строчное пение. Утверждение нового многоголосного стиля в богослужении; партесное пение. «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого. Хоровые концерты Василия Титова.
Возникновение жанров светской бытовой музыки. Канты и «заморские» музыкальные развлечения. Первые зачатки театра: «Пещное действо» в Успенском соборе и «комедийная хоромина» в селе Преображенском
Возникновение военных оркестров и дворцовые ассамблеи. Панегирические канты и новые жанры русской народной музыки. Былины и исторические песни. Первый придворный театр и музыка в дворянском быту.
2 апреля — Музыка при дворе русских императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны
Русский классицизм: Сумароков, Тредиаковский и Ломоносов. Сборник Теплова «Между делом безделье». Деятельность итальянских и французских оперных трупп в русской столице. Первая частная оперная антреприза Локателли.
Итальянцы в России: Франческо Арайя и его оперы «Сила любви и ненависти», «Александр в Индии» и «Цефал и Прокрис». Фундаментальный труд Якоба Штелина «Известия о музыке в России».
4 апреля — Музыка в эпоху Екатерины Великой
Императрица Екатерина – драматург и литератор. Цикл из трех «исторических представлений» 1786 года: «Жизнь Рюрика», «Начальное управление Олега», «Игорь».
Открытие Эрмитажного театра и представление первой русской комической оперы «Мельник колдун, обманщик и хват» Аблесимова-Соколовского. Расцвет жанра комической оперы при дворе Екатерины Великой. Оперы на либретто императрицы: «Храбрый и смелый витязь Ахридеич», «Горе-богатырь Косометович», «Федул с детьми».
Придворные композиторы Екатерины II: Бальдассаре Галуппи, Томмазо Траэтта, Джованни Паизиэлло и Доменико Чимароза.
Деятельность Висенте Мартин-и-Солера при дворе Екатерины. Монументальный хоровой стиль придворного капельмейстера Джузеппе Сарти.
Музыка городов и усадеб. Первые общедоступные театры в Москве и Петербурге. Расцвет крепостных театров и возникновение роговых оркестров в усадьбах. Первые сборники русских народных песен Трутовского, Львова-Прача и Кирши Данилова. Возникновение жанров городской песни, раннего городского романса, солдатских и рекрутских песен.
9 апреля — Становление русской национальной композиторской школы
Первые русские композиторы: Фомин, Пашкевич, Бортнянский. Оперы Пашкевича «Несчастье от кареты», «Гостиный двор» «Скупой», «Февей». Хоровая народно-песенная опера Фомина «Ямщики на подставе». Оперы Бортнянского «Празднество сеньора», «Сокол», «Сын-соперник». Хоровая музыка и камерно-инструментальные сочинения.
Концертная жизнь в столицах и выступления гастролеров. Первые русские исполнители — скрипач И.Е.Хандошкин, пианист Д. Н. Кашин, певица Сандунова.
11 апреля — Музыка в эпоху Пушкина и Грибоедова
Создание Филармонического общества и оживление концертной жизни в столицах.
Опера, драма и балет в Петербурге и Москве. Балеты Дидло, «Трагедия на музыке» и возникновение жанра водевиля. Первая русская волшебная опера – «Русалка» Степана Ивановича Давыдова. Опера Кавоса «Иван Сусанин».
Алексей Николаевич Верстовский: оперы «Пан Твардовский», «Вадим» и «Аскольдова могила». Музыка к водевилям, вокальная лирика и баллады. Романсы и инструментальные сочинения Алябьева, Варламова и Гурилева. Первые русские музыкальные критики: Улыбышев, Одоевский, Мельгунов, Неверов.
16 апреля — Михаил Иванович Глинка
Характер, биография, эстетика, черты стиля. Русский мелос, немецкая школа и невольные «итальянизмы».
Историко-патриотическая драма «Жизнь за царя» и волшебная опера «Руслан и Людмила»: два направления развития жанра.
Жанровый симфонизм и творческое освоение форм вариаций и концертной увертюры: «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде», «Вальс-фантазия».
Музыка к трагедии «Князь Холмский». Романсы и песни. Инструментальные ансамбли и фортепианная музыка.
18 апреля — Александр Сергеевич Даргомыжский
Первый разночинец русской музыки. Черты стиля и художественный метод.
Речевая интонация и декламационность: поиски музыкальной «правды». Ранние сочинения: романтическая опера «Эсмеральда», опера-балет «Торжество Вакха» «Каменный гость».
Opus magnum: музыкальная драма «Русалка». Камерная речитативная опера «Каменный гость». Романсы и песни.
23 апреля — Антон Рубинштейн: пианист, композитор, общественный деятель
Биография, общественный темперамент, пианистический стиль и эстетическая платформа Рубинштейна. Основание Русского музыкального общества и первой консерватории в Петербурге. Проведение циклов «Исторических концертов». Опера «Демон», симфония «Океан», романсы и инструментальные концерты.
Николай Рубинштейн: основание Московской консерватории, педагогическая и концертная деятельность.
25 апреля — Возникновение «Могучей кучки»: Милий Балакирев и Цезарь Кюи
Становление петербургской композиторской школы: идеология, эстетические принципы и разногласия. Критики Стасов, Кюи и Ларош. Беляевский кружок.
Милий Балакирев: симфоническая поэма «Тамара», фортепианная фантазия «Исламей», романсы и песни. Цезарь Кюи: оперы «Вильям Ратклиф» и «Анжело».
14 мая — Модест Петрович Мусоргский
Характер и судьба. Стиль и язык. Трихордовые комплексы как основа лексических и гармонических конструкций.
«Правда, как бы ни была солона»: ранние речитативные оперы «Саламбо» и «Женитьба». «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка».
Фортепианный цикл «Картинки с выставки». Песни и романсы. Вокальные циклы «Детская»,«Без солнца» и «Песни и пляски смерти». Симфоническая картина «Ночь на Лысой горе».
16 мая — Николай Андреевич Римский-Корсаков (I)
Первые композиторские опыты и общение с членами Балакиревского кружка. Интерес к русскому фольклору. Мелос и особенности формообразования.
Между исторической драмой и сказкой: оперы «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Моцарт и Сальери», «Боярыня Вера Шелога». «Царская невеста».
Особенности оркестрового письма и программность. «Гамма Римского-Корсакова» и гармоническое колорирование.
Симфонические опусы: «Увертюра на три русские темы», «Садко», «Антар», «Шехеразада», «Испанское каприччио», «Светлый праздник».
28 мая — Николай Андреевич Римский-Корсаков (II)
Зрелый оперный стиль и постромантическая гармония в «Кащее Бессмертном» и в «Сказке о царе Салтане». Лирико-психологическая драма: «Царская невеста».
Русский «Парсифаль»: «Сказание о невидимом граде Китеже». Сатира на самодержавие: «Золотой петушок».
Романсы, хоры и сборники русских народных песен. Учебники и преподавательская деятельность.
30 мая — Александр Порфирьевич Бородин
Химик, композитор и общественный деятель. Опера «Князь Игорь». Симфоническое творчество. Симфоническая картина «В Средней Азии» и Вторая «Богатырская» симфония. Квартеты и романсы.
4 июня — Петр Ильич Чайковский (I)
Происхождение и родословная. Семья в Воткинске. «Это был стеклянный ребенок». Училище правоведения и дружба с Апухтиным. Антон Рубинштейн и учеба в консерватории. Первые опыты композиции.
Из Петербурга в Москву. Работа в Московской консерватории. Симфония «Зимние грезы». Программные увертюры и фантазии. Первые оперы «Воевода», «Ундина», «Опричник», «Кузнец Вакула». Влияние «Могучей кучки», историзм и поиски собственного языка.
«Евгений Онегин»: поэма Пушкина и опера Чайковского. Встреча с Антониной Милюковой и неудачный брак. Бегство в Италию. Переписка с баронессой фон Мекк. Четвертая симфония.
6 июня — Петр Ильич Чайковский (II)
По направлению к большой романтической опере: «Орлеанская дева», «Мазепа» и «Чародейка». Охота к перемене мест: Флоренция, Рим, Париж, Майданово, Симаки, Каменка, Браилово.
Симфонизация балетной музыки: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Пятая симфония, сюиты и инструментальные концерты.
11 июня — Петр Ильич Чайковский (III)
«Пиковая дама» как важнейшая составляющая петербургского текста. Архетипы, локус, идея Игры. «…Смерть, я не хочу тебя!».
«Иоланта» и Шестая симфония: ликующий гимн жизни и пляска смерти.
13 июня — Композиторы московской школы
Сергей Танеев: кантаты «Иоанн Дамаскин», «По прочтению псалма» и оперная трилогия «Орестея». Симфония до-минор, квартеты и романсы.
Первая симфония Василия Калинникова. Элегическое дарование Антона Аренского. Михаил Ипполитов-Иванов – дирижер и композитор. Фортепианные миниатюры, «Демественная литургия» и «Страстная седьмица» Александра Гречанинова.
18 июня — Композиторы петербургской школы
Александр Глазунов: Симфонии и инструментальные концерты. Балет «Раймонда».
Анатолий Лядов – мастер миниатюры. Фортепианный цикл «Бирюльки» и прелюдии. Программные симфонические миниатюры «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора». Обработки русских народных песен и вокальный цикл «Детские песни».
20 июня — Александр Николаевич Скрябин
Музыкальный символизм и постромантическая гармония. Полиритмия и политональность. «Кристалл сознания» и заклинание времени. Мистические озарения и антропософия.
Симфоническое творчество: «Поэма экстаза», Третья симфония и цветомузыка «Прометея». «Предварительное действо» и утопический замысел «Мистерии».
Жанр фортепианной миниатюры: прелюдии, мазурки, этюды и вальсы. Фортепианные сонаты и поэмы. Фортепианный концерт.
25 июня — Сергей Васильевич Рахманинов
Последний романтик трагической эпохи: биография, творчество, черты стиля. Учеба в Московской консерватории и покровительство Чайковского. Дипломная работа – опера «Алеко».
Композитор, пианист и дирижер. Первые фортепианные концерты и симфонии. Гастроли в Европе и Америке. Предчувствие катастрофы: «Остров мертвых», «Колокола», Третий фортепианный концерт, «Этюды-картины». Отъезд из России и жизнь в эмиграции. «Вариации на тему Паганини» и «Симфонические этюды».
27 июня — Сергей Сергеевич Прокофьев (I)
Неоклассицизм Первой «Классической» симфонии и Первый концерт для фортепиано. Опера-буффа на новом витке эволюции: «Любовь к трем апельсинам». «Прокофьевская доминанта» и прокофьевский до-мажор.
Новое варварство и молодая энергия: кантата «Семеро их», Токката op.11, «Наваждение» и «Скифская сюита». Второй фортепианный концерт –«фортепианный кубизм и футуризм». Работа над оперой «Игрок».
Фортепианные циклы «Сарказмы» и «Мимолетности». Первые фортепианные сонаты.
2 июля — Сергей Сергеевич Прокофьев (II)
Отъезд за границу. Сотрудничество с антрепризой Дягилева: балеты «Ала и Лоллий», «Шут», «Стальной скок» и «Блудный сын».
«Огненный ангел» и «Третья симфония. Третий, Четвертый и Пятый концерты для фортепиано. Четвертая симфония. Фортепианные сонаты.
4 июля – Игорь Стравинский
Семья, учеба, друзья. Влияние Римского-Корсакова и первые опусы. Опера «Соловей». «Русские сезоны» в Париже и «русский» период: балеты «Жар-Птица», «Петрушка» и «Весна священная». «Свадебка» и «Байка про лису».
Неоклассический период: балет с пением «Пульчинелла», опера «Мавра», опера-оратория «Царь Эдип», балеты «Аполлон Мусагет» и «Игра в карты».
Поздний «додекафонный» период»: «Плач пророка Иеремии» и «Заупокойные песнопения».
9 июля — Русский авангард «первой волны»
Кубофутуризм в музыке: опера Матюшина-Бурлюка «Победа над солнцем»
Музыка машин: «Завод» Мосолова, «Рельсы» Дешевова, «Симфония фабричных гудков» Арсеньева. «Персимфанс» — оркестр без дирижера.
Движение к свободной двенадцатитоновости: Артур Лурье и Николай Рославец – «отец русской додекафонии». Техника микрохроматики: Иван Вышнеградский и его 24 прелюдии для двух фортепиано четвертитоновой настройки.
11 июля – Дмитрий Шостакович
Первые симфонии и опера «Нос». Балеты «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей» «Условно убитый». Первая редакция оперы «Леди Макбет Мценского уезда». Первый фортепианный концерт. Незавершенная опера-памфлет «Оранго».
Статья «Сумбур вместо музыки» и ее последствия.
Зрелый период творчества: симфонии № 5-11. Редакции оперы «Катерина Измайлова». Оратория «Песнь о лесах», инструментальные концерты. «Антиформалистический раек». «24 прелюдии и фуги» для фортепиано.