• 16 января 2018, вторник
  • Санкт-Петербург, Итальянская ул., 17 Арка между Пассажем и Гранд Паласом Второй двор, первый этаж, левая сторона

Курс "Пять веков русской музыки: от знаменного распева до авангарда"

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

2286 дней назад
16 января 2018 c 14:00 до 17:00
Санкт-Петербург
Итальянская ул., 17 Арка между Пассажем и Гранд Паласом Второй двор, первый этаж, левая сторона

Авторский курс музыкального критика Гюляры Садых-Заде познакомит вас с историей русской музыки — от становления христианства на Руси до первой трети ХХ века.

 

16 января — 10 апреля 2018 года

вторник, четверг 14.00 — 17.00


Программа курса:

1. 16 января — Средневековая Русь

Византийские влияния и русский фольклор. Византийский церковный обряд в русской церкви. Знаменный распев и системы невменной нотации. Кондакарное пение. Регламентация церковной службы и установление певческих канонов. Певческие книги.

Обрядовый фольклор Древней Руси. Песни и обряды календарного цикла. Плачи, заплачки и причитания. Скоморошество и карнавальная культура Древней Руси. Музыкальный инструментарий и музыкальные практики XII-XV  веков. 

2. 18 января —  Музыка Московского царства и Музыка в Петровскую эпоху

Демественный распев и строчное пение. Утверждение нового многоголосного стиля в богослужении; партесное пение. «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого. Хоровые концерты Василия Титова.

Возникновение жанров светской бытовой музыки. Канты и «заморские» музыкальные развлечения. Первые зачатки театра: «Пещное действо» в Успенском соборе и «комедийная хоромина» в селе Преображенском

Возникновение военных оркестров и дворцовые ассамблеи. Панегирические канты и новые жанры русской народной музыки. Былины и исторические песни. Первый придворный театр и музыка в дворянском быту.

Музыка при дворе русских императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.

Итальянцы в России: Франческо Арайя и его оперы «Сила любви и ненависти» и «Цефал и Прокрис».  Фундаментальный труд Якоба Штелина «Известия о музыке в России».

3. 23 января — Музыка в эпоху Екатерины Великой

Императрица Екатерина – драматург и литератор. Цикл из трех «исторических представлений» 1786 года: «Жизнь Рюрика», «Начальное управление Олега», «Игорь».

Открытие Эрмитажного театра и представление первой русской комической оперы  «Мельник колдун, обманщик и хват» Аблесимова-Соколовского. Расцвет жанра комической оперы при дворе Екатерины Великой. Оперы на либретто императрицы: «Храбрый и смелый витязь Ахридеич», «Горе-богатырь Косометович», «Федул с детьми».

Придворные композиторы Екатерины II: Бальдассаре Галуппи, Томмазо Траэтта, Джованни Паизиэлло и Доменико Чимароза.

Деятельность Висенте Мартин-и-Солера при дворе Екатерины. Монументальный хоровой стиль  придворного капельмейстера Джузеппе Сарти.

Музыка городов и усадеб. Первые общедоступные театры в Москве и Петербурге. Расцвет крепостных театров  и возникновение роговых оркестров в усадьбах. Первые сборники русских народных песен Трутовского, Львова-Прача и Кирши Данилова. Возникновение жанров городской песни, раннего городского романса, солдатских и рекрутских песен.

4. 25 января — Становление русской национальной композиторской школы

Первые русские композиторы: Фомин, Пашкевич, Бортнянский. Оперы  Пашкевича «Несчастье от кареты», «Гостиный двор» «Скупой», «Февей». Хоровая народно-песенная опера Фомина «Ямщики на подставе». Оперы Бортнянского «Празднество сеньора», «Сокол», «Сын-соперник».  Хоровая музыка  и камерно-инструментальные сочинения.

Концертная жизнь в столицах и выступления гастролеров. Первые русские исполнители — скрипач И.Е.Хандошкин, пианист Д.Н. Кашин, певица Сандунова.

5. 30 января — Музыка в эпоху Пушкина и Грибоедова

Создание Филармонического общества и оживление концертной жизни в столицах.

Опера, драма и балет в Петербурге и Москве. Балеты Дидло, «Трагедия на музыке» и возникновение жанра  водевиля. Первая русская волшебная опера – «Русалка» Степана Ивановича Давыдова.  Опера Кавоса «Иван Сусанин».

Алексей Николаевич Верстовский: оперы «Пан Твардовский», «Вадим» и «Аскольдова могила». Музыка к водевилям, вокальная лирика и баллады.

Романсы и инструментальные сочинения Алябьева, Варламова и Гурилева. Первые русские музыкальные критики: Улыбышев, Одоевский, Мельгунов, Неверов.

6. 1 февраля — Михаил Иванович Глинка

Характер, биография, эстетика, черты стиля. Русский мелос, немецкая школа и невольные «итальянизмы».

Историко-патриотическая драма «Жизнь за царя» и волшебная опера «Руслан и Людмила»:  два направления развития жанра.

Жанровый симфонизм и творческое освоение форм вариаций и концертной увертюры: «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде», «Вальс-фантазия».

Музыка к трагедии «Князь Холмский». Романсы и песни. Инструментальные ансамбли и фортепианная музыка.

7. 6 февраля — Александр Сергеевич Даргомыжский

Первый разночинец русской музыки. Черты стиля и художественный метод.

Речевая интонация и декламационность: поиски музыкальной «правды». Ранние сочинения: романтическая опера «Эсмеральда», опера-балет «Торжество Вакха» «Каменный гость».

Opus magnum:  музыкальная драма «Русалка». Камерная речитативная опера «Каменный гость». Романсы и песни.

 8. 8 февраля - «Могучая кучка» и Антон Рубинштейн

Становление петербургской композиторской школы: идеология, эстетические принципы и разногласия. Критики Стасов, Кюи и Ларош. Беляевский кружок.

Антон  Рубинштейн: Биография, общественная и исполнительская деятельность, творчество. Основание Русского музыкального общества и первой консерватории в Петербурге. Проведение циклов «Исторических концертов». Опера «Демон», симфония «Океан», романсы и инструментальные концерты.
Николай Рубинштейн: основание Московской консерватории, педагогическая и концертная деятельность.

9. 13 февраля — Модест Петрович Мусоргский

Характер и судьба. Стиль и язык. Трихордовые комплексы как основа лексических и гармонических конструкций.

«Правда, как бы ни была солона»: ранние речитативные оперы «Саламбо» и «Женитьба». «Борис Годунов» и «Хованщина». «Сорочинская ярмарка».

Фортепианный цикл «Картинки с выставки». Песни и романсы. Вокальные циклы «Детская»,«Без солнца» и «Песни и пляски смерти». Симфоническая картина «Ночь на Лысой горе».

10. 15 февраля — Николай Андреевич Римский-Корсаков. I

Первые композиторские опыты и общение с членами Балакиревского кружка. Интерес к русскому фольклору. Мелос и особенности формообразования.

Между исторической драмой и сказкой: оперы «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Моцарт и Сальери», «Боярыня Вера Шелога» и «Царская невеста».

Особенности оркестрового письма и программность. «Гамма Римского-Корсакова»  и гармоническое колорирование.

Симфонические опусы: «Увертюра на три русские темы», «Садко»,  «Антар», «Шехеразада», «Испанское каприччио»,  «Светлый праздник».

11. 20 февраля — Николай Андреевич Римский-Корсаков. II

Зрелый оперный стиль и постромантическая гармония  в «Кащее Бессмертном» и в «Сказке о царе Салтане».

Русский «Парсифаль»:«Сказание о невидимом граде Китеже». Сатира на самодержавие: «Золотой петушок».

Романсы, хоры и сборники русских народных песен. Учебники и преподавательская деятельность.

12. 22 февраля — Александр Порфирьевич Бородин

Химик, композитор и общественный деятель. Опера «Князь Игорь» и Вторая «Богатырская» симфония. Квартеты и романсы.

Милий Балакирев: симфоническая поэма «Тамара», фортепианная фантазия «Исламей», романсы и песни. Цезарь Кюи: оперы «Вильям Ратклиф» и «Анжело».

13. 27 февраля - Петр Ильич Чайковский I

Происхождение и родословная. Семья в Воткинске. «Это был стеклянный ребенок». Училище правоведения и дружба с Апухтиным. Антон Рубинштейн и учеба в консерватории. Первые опыты композиции.

Из Петербурга в Москву. Работа в Московской консерватории. Симфония «Зимние грезы». Программные увертюры и фантазии.  Первые оперы «Воевода», «Ундина», «Опричник», «Кузнец Вакула». Влияние «Могучей кучки», историзм и поиски собственного языка.

«Евгений Онегин»: поэма Пушкина и опера Чайковского.  Встреча с Антониной Милюковой и неудачный брак. Бегство в Италию. Переписка с баронессой фон Мекк. Четвертая симфония.

14.  1 марта — Петр Ильич Чайковский II

По направлению к большой романтической опере: «Орлеанская дева», «Мазепа» и «Чародейка». Охота к перемене мест: Флоренция, Рим, Париж, Майданово, Симаки, Каменка, Браилово.

Симфонизация балетной музыки: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Пятая симфония, сюиты и инструментальные концерты.

15.  6 марта — Петр Ильич Чайковский III

«Пиковая дама» как важнейшая составляющая петербургского текста. Архетипы, локус, идея Игры. «…Смерть, я не хочу тебя!».

«Иоланта» и Шестая симфония: ликующий гимн жизни и пляска смерти.

 16. 8 марта — Композиторы московской школы

Сергей Танеев: кантаты «Иоанн Дамаскин», «По прочтению псалма» и оперная трилогия «Орестея». Симфония до-минор, квартеты и романсы.

Первая симфония Василия Калинникова. Элегическое дарование Антона Аренского. Михаил Ипполитов-Иванов – дирижер и композитор. Фортепианные миниатюры,  «Демественная литургия» и «Страстная седьмица» Александра Гречанинова.

17. 13 марта — Композиторы петербургской школы

Александр Глазунов: Симфонии и инструментальные концерты. Балет «Раймонда».

Анатолий Лядов – мастер миниатюры. Фортепианный цикл «Бирюльки» и прелюдии. Программные симфонические миниатюры «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора». Обработки русских народных песен и вокальный цикл «Детские песни».

18. 15 марта — Александр Николаевич Скрябин

Музыкальный символизм и постромантическая гармония. Полиритмия и политональность. «Кристалл сознания» и заклинание времени.  Мистические озарения и антропософия.

Симфоническое творчество: «Поэма экстаза», Третья симфония и цветомузыка «Прометея».  «Предварительное действо» и утопический замысел «Мистерии».

Жанр фортепианной миниатюры: прелюдии, мазурки, этюды и вальсы. Фортепианные сонаты и поэмы. Фортепианный концерт.

19. 27 марта — Сергей Васильевич Рахманинов

Последний романтик трагической эпохи: биография, творчество, черты стиля Учеба в Московской консерватории и покровительство Чайковского. Дипломная работа – опера «Алеко».

Композитор, пианист и дирижер. Первые фортепианные концерты и симфонии. Гастроли в Европе и Америке. Предчувствие катастрофы: «Остров мертвых», «Колокола», Третий фортепианный концерт, «Этюды-картины». Отъезд из России и жизнь в эмиграции.  «Вариации на тему Паганини» и «Симфонические этюды».

20. 29 марта — Сергей Сергеевич Прокофьев I

Неоклассицизм Первой «Классической» симфонии и Первый концерт для фортепиано. Опера-буффа на новом витке эволюции: «Любовь к трем апельсинам». «Прокофьевская доминанта» и прокофьевский до-мажор.

Новое варварство и молодая энергия: кантата «Семеро их», Токката op.11, «Наваждение» и «Скифская сюита». Второй фортепианный концерт –«фортепианный кубизм и футуризм». Работа над оперой «Игрок».

Фортепианные циклы «Сарказмы» и «Мимолетности». Первые фортепианные сонаты.

21. 3 апреля — Сергей Сергеевич Прокофьев II:

Отъезд за границу. Сотрудничество с антрепризой  Дягилева:  балеты «Ала и Лоллий», «Шут», «Стальной скок» и «Блудный сын».

«Огненный ангел» и «Третья симфония. Третий, Четвертый и Пятый концерты для фортепиано. Четвертая симфония. Фортепианные сонаты.

22.  5 апреля – Игорь Стравинский

Семья, учеба, друзья. Влияние Римского-Корсакова и первые опусы. Опера «Соловей». «Русские сезоны» в Париже и «русский» период: балеты «Жар-Птица», «Петрушка» и «Весна священная». «Свадебка» и «Байка про лису»

Неоклассический период: балет с пением «Пульчинелла», опера «Мавра», опера-оратория «Царь Эдип», балеты «Аполлон Мусагет» и «Игра в карты».

Поздний «додекафонный» период»: «Плач пророка Иеремии» и «Заупокойные песнопения».

23. 10 апреля — Русский авангард «первой волны»

Кубофутуризм в музыке: опера Матюшина-Бурлюка «Победа над солнцем»

Музыка машин: «Завод» Мосолова, «Рельсы» Дешевова, «Симфония фабричных гудков» Арсеньева. «Персимфанс» — оркестр без дирижера.

Движение к свободной двенадцатитоновости: Артур Лурье и Николай Рославец – «отец русской додекафонии». Техника микрохроматики:  Иван Вышнеградский и его 24 прелюдии для двух фортепиано четвертитоновой настройки.


Гюляра Садых-ЗадеАвтор курса Гюляра Садых-Заде

  • Журналист, публицист, музыкальный и арт-критик

  • Музыкальный обозреватель газеты "Ведомости", постоянный автор Colta.ru, "Петербургского театрального журнала" и других изданий

  • Член Союза композиторов Санкт-Петербурга и Союза театральных деятелей России

  • Член Ассоциации музыкальных критиков и Ассоциации театральных критиков

  • 2012-2015 гг. — программный директор международного фестиваля «Евразия» в Екатеринбурге

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше